Содержание
- Зачем нужно автоматическое распознавание Брайля
- Как появился шрифт Брайля?
- Преимущества и недостатки
- Слепота и психическое развитие ребенка
- Тактильная полоса для инвалидов внутри здания
- Слепота и особенности невербальных средств общения
- Таблица символов Юникода (Кириллица)
- Основы обучения слепому набору на клавиатуре
- Трудности в овладении смысловой речью
- Как печатают шрифтом Брайля
- Сканирующие читающие устройства
- Написание
- Слепой десятипальцевый метод печати на клавиатуре
- Диаграммы Брайля
- Новые технологии и дальнейшее развитие азбуки для слепых
Зачем нужно автоматическое распознавание Брайля
— Кстати, а что значит распознавать Брайль? — Взять фотографию или скан текста на Брайле и превратить в машиночитаемые брайлевские символы (а дальше можно сразу конвертировать его в обычный текст на кириллице, латинице и т.д). А теперь главный вопрос: зачем нужно распознавать шрифт Брайля и переводить его в плоскопечатный текст (да именно так называют «обычные» буквы)? Ответ: больше всего распознавание Брайля и его автоматический перевод нужны людям, много взаимодействующим с незрячими, прежде всего родственникам и учителям.
Учителя в школах для слабовидящих, конечно, владеют Брайлем, но читать пальцами его обычно не умеют, читают глазами. Можете себе представить как тяжело проверять тетради диктантов из белых точек на белом фоне.
Родители и родственники незрячих людей часто вообще не могут выучить шрифт Брайля настолько, чтобы читать достаточно бегло, а не расшифровывая каждую букву. Получается, что родители не могут помочь своему ребенку с уроками или почитать вместе одну книгу, т.е. не могут делать самых обычных и привычных вещей.
Еще одна проблема — переиздание брайлевских книг, для которых нет цифрового источника. Переиздание — не обязательно именно издание бумажной книги, принципиальна здесь именно оцифровка. Если есть цифровая версия, то дальше можно и печатать, и читать на брайлевском дисплее. Основная проблема с книгами, сделанными специально для незрячих в доцифровую эру. Например для учебников музыки, разработанных под брайлевскую нотную запись. Такие книги, изданные лет 40 назад, уже заметно обветшали, а замены им нет. Так что распознавание Брайля нужно и самим незрячим людям.
Но главная цель — помочь незрячим людям расширить круг общения. Например, не так давно незрячие дети начали участвовать в школьных олимпиадах. Сейчас работы ребят сначала вручную «переводятся» с Брайля в плоскопечатный шрифт, а только потом проверяются. В таком варианте невозможно сделать участие в олимпиадах достаточно массовым, доступным во всех регионах.
Если убрать «языковой барьер», преподавать незрячим людям смогут люди, не умеющие бегло читать на Брайле.
В конце концов, можно будет спокойно отправить открытку на Брайле в посткроссинге, и ее смогут прочесть все.
Как появился шрифт Брайля?
Однажды он узнал о работе Шарля Барбье, предлагавшего французской армии систему слепой коммуникации с помощью рельефных точек и тире, выдавленных на толстой бумаге. Предложенный вариант азбуки был слишком сложным для освоения. Но молодой человек смог разглядеть в ней перспективу. У него возникли идеи по усовершенствованию этой азбуки. Луи Брайль понимал, что не сможет справиться с работой в одиночку и обратился за помощью к Шарлю Барбье, но получил отказ. Поэтому юноша работал над новой азбукой для слепых в свободное время. Работа заняла несколько лет.
В 1824 году директору школы Гаюи была представлена азбука Брайля. Шрифт Брайля – это алфавит из 33 букв, состоящих из двух вертикальных рядов, каждый из которых имеет по три точки. Сначала его не принимали, но уже через 30 лет он был признан официальным шрифтом для слепых во Франции, а позднее и во всем мире.
Преимущества и недостатки
Как и любая методика система Брайля имеет свои плюсы и минусы. К первым можно отнести следующие моменты:
- Легкость и простота в освоении и использовании;
- Возможность для слепого человека получить хорошее образование;
- Шанс поддерживать связь с друзьями и родственники на расстоянии;
- Благодаря возможности получать все необходимые данные, у незрячего пациента существенно повышается уровень самооценки;
- Простота создания текстового сообщения;
- Слепой человек получает шанс устроиться на хорошую работу;
- Возможность заниматься общественным и полезным трудом.
Из минусов пользователи отмечают такие качества, как:
- Низкая скорость чтения;
- Большой объем письменного материала.
Слепота и психическое развитие ребенка
Как утверждают специалисты, особенности формирования речи у ребенка со слепотой отражаются на его психическом развитии. Проблемы с произношением приводят к трудностям в общении со сверстниками. Здесь же стоит упомянуть неадекватное восприятие некоторыми людьми, в том числе детьми, незрячих и других детей с теми или иными особенностями здоровья. Многое зависит от сформированности гражданского общества, развитости инфраструктуры, которая облегчает жизнь инвалидам и больным людям.
Предпосылки того, что слепой ребенок станет замкнутым, нелюдимым, неразговорчивым, конечно, есть. При неблагоприятных обстоятельствах он будет отдаляться от общества, в результате чего процесс адаптации и социализации нарушится. Из-за этого потом могут возникнуть проблемы с трудоустройством, созданием семьи и пр. Однако все эти дефекты поддаются коррекции. Главное, начать исправлять последствия неправильного психического развития ребенка как можно раньше.
Трудности в овладении речью у слепых и слабовидящих, безусловно, имеются. В процессе обучения ребенок столкнется со многими проблемами и задачами, от правильного решения которых может зависеть его будущее. Решить же их помогает грамотное воспитание, основанное на принципах, которые сформулированы дефектологами, тифлопедагогами и тифлопсихологами. Эти специалисты помогают детям с нарушениями зрения учится, познавать мир, социализироваться, чтобы стать полноценными членами общества.
Тактильная полоса для инвалидов внутри здания
Световые индикаторы, плитки, тактильные полосы эффективно указывают маршрут, помогают ориентироваться в пространстве. Благодаря им инвалид по зрению узнаёт о конце и начале лестницы, о повороте и разветвлении в здании. Такие помощники находятся при входе, на ступеньках (в виде наклеек), на лестничных пролётах. В помещениях обычно делают особые напольные дорожки.
Плитки делают из пластика и металла с высотой рифленой поверхности 5 мм.
Материалом для самоклеящейся полосы служит прочный ПВХ. Полоса по стандарту бывает контрастная, ярко-жёлтая, светонакопительная. Её ширина составляет не меньше 5 см.
Слепота и особенности невербальных средств общения
Невербальные средства общения, или язык тела — это способ коммуникативного взаимодействия между людьми без использования языковых и речевых приемов. Оно осуществляется посредством мимики, пантомимики, интонации, жестов и пр. Подобные средства общения необходимы для того, чтобы:
-
создавать психологический контакт между индивидами;
-
регулировать направление процесса общения;
-
расширять смысловую нагрузку терминов;
-
направлять истолкование речевого текста;
-
выражать эмоции.
Без невербальных средств общение между людьми становится менее интересным, сухим, индифферентным. Ребенку с нарушениями зрения намного труднее выражать свои эмоции посредством речевой деятельности. Ему тяжелее воспринимать интонации. Жесты и мимику он не видит. Отсутствие невербалики может отрицательно сказаться на развитии речи. Это лишает ее выразительности, эмоциональности и других особенностей, которые свойственны человеку.
Таблица символов Юникода (Кириллица)
⠁ | ⠃ | ⠺ | ⠛ | ⠙ | ⠑ | ⠡ |
А№ U+2801 html ⠁ css \2801 | Б№ U+2803 html ⠃ css \2803 | В№ U+283A html ⠺ css \283A | Г№ U+281B html ⠛ css \281B | Д№ U+2819 html ⠙ css \2819 | Е№ U+2811 html ⠑ css \2811 | Ё№ U+2821 html ⠡ css \2821 |
⠚ | ⠵ | ⠊ | ⠯ | ⠅ | ⠇ | ⠍ |
Ж№ U+281A html ⠚ css \281A | З№ U+2835 html ⠵ css \2835 | И№ U+280A html ⠊ css \280A | Й№ U+282F html ⠯ css \282F | К№ U+2805 html ⠅ css \2805 | Л№ U+2807 html ⠇ css \2807 | М№ U+280D html ⠍ css \280D |
⠝ | ⠕ | ⠏ | ⠗ | ⠎ | ⠞ | ⠥ |
Н№ U+281D html ⠝ css \281D | О№ U+2815 html ⠕ css \2815 | П№ U+280F html ⠏ css \280F | Р№ U+2817 html ⠗ css \2817 | С№ U+280E html ⠎ css \280E | Т№ U+281E html ⠞ css \281E | У№ U+2825 html ⠥ css \2825 |
⠋ | ⠓ | ⠉ | ⠟ | ⠱ | ⠭ | ⠷ |
Ф№ U+280B html ⠋ css \280B | Х№ U+2813 html ⠓ css \2813 | Ц№ U+2809 html ⠉ css \2809 | Ч№ U+281F html ⠟ css \281F | Ш№ U+2831 html ⠱ css \2831 | Щ№ U+282D html ⠭ css \282D | Ъ№ U+2837 html ⠷ css \2837 |
⠮ | ⠾ | ⠪ | ⠳ | ⠫ | ⠲ | ⠖ |
Ы№ U+282E html ⠮ css \282E | Ь№ U+283E html ⠾ css \283E | Э№ U+282A html ⠪ css \282A | Ю№ U+2833 html ⠳ css \2833 | Я№ U+282B html ⠫ css \282B | .№ U+2832 html ⠲ css \2832 | !№ U+2816 html ⠖ css \2816 |
⠤ | ⠦ | ⠴ | ⠣ | ⠜ | ⠂ | ⠢ |
-№ U+2824 html ⠤ css \2824 | № U+2826 html ⠦ css \2826 | № U+2834 html ⠴ css \2834 | (№ U+2823 html ⠣ css \2823 | )№ U+281C html ⠜ css \281C | ,№ U+2802 html ⠂ css \2802 | ?№ U+2822 html ⠢ css \2822 |
Основы обучения слепому набору на клавиатуре
Слепой десятипальцевый метод печати можно освоить, если следовать определенным рекомендациям. В этом случае важную роль играет расположение каждого пальца, поэтому к процессу обучения нужно относиться серьезно и максимально ответственно. Основные аспекты этой методики будут изложены далее.
Общие правила набора букв
Расположение рук на клавишах при печати слепым методом одинаково для всех языков, что значительно упрощает задачу. Учитываются все ряды, кроме вспомогательного, который находится в самой верхней точке клавиатуры (функциональные кнопки с пометкой F). Всеми остальными клавишами вы должны уметь оперировать.
Основными рядами для скоростного печатания на клавиатуре являются те, где расположены буквы, а также кнопки:
- Alt (с обеих сторон клавиатуры);
- Enter;
- пробел.
Это главные ряды, которые вы должны распределить между всеми 10 пальцами на руках. Чтобы научиться печатать на клавиатуре быстро с помощью данной схемы, нужно начать с малого. То есть, изучить первые буквенные комбинации (4 первые и 4 последние буквы 4 ряда), а затем приступить к набору слов с их использованием. Постепенно вы будете набираться опыта, который позволит вам в будущем правильно держать руки на клавиатуре, а именно – на расстоянии нескольких миллиметров от клавиш.
Как освоить вспомогательные клавиши?
Итак, вы научились быстро справляться с набором опорных (буквенных) клавиш, и теперь пришла пора разобраться со вспомогательным рядом. С этим будет немного сложнее, поскольку научиться печатать, не смотря на клавиатуру, в данном случае не так просто, как в предыдущем варианте.
Сейчас речь идет обо всех остальных клавишах, кроме функциональных, которые расположены в самом верху клавиатуры. Теперь давайте по очереди.
- Клавиша Backspace и Enter должна нажиматься исключительно правым мизинцем.
- Кнопки Shift и Ctrl расположены с двух сторон клавиатуры и за них тоже отвечают мизинцы обеих рук.
- Tab нажимается левым мизинцем.
- Клавиши Alt нажимаются большими пальцами, как и пробел.
Как видно, десятипальцевый метод набора вслепую на компьютере – не очень сложная, но несколько трудоемкая методика. Однако когда вы полностью ею овладеете, работа за компьютером будет для вас более легкой и приятной.
Как запомнить основные клавиши?
Чтобы быстро печатать на клавиатуре, важно запомнить место расположения основных кнопок – букв и цифр. Основную нагрузку принимают на себя указательные пальцы обеих рук, поскольку именно ими вы будете нажимать 6 клавиш (А, О, И, М, П, Р и те, что находятся рядом)
Если вы посмотрите на клавиатуру, то увидите, что все эти буквы находятся в непосредственной близи друг от друга. И те, что расположены по сторонам от них тоже подпадают по контроль указательных пальцев.
Чтобы запомнить расположение основных букв, необходимо придерживаться таких простых правил:
- изучать клавиши нужно постепенно, начиная с большого пальца правой руки, затем – левой;
- далее оперируем средними пальцами, естественно, тоже по очереди;
- потом идут безымянные пальцы;
- заключительный этап – распределение клавиш между мизинцами.
Вот и вся нехитрая наука, благодаря которой через определенный период времени вы сможете довести все свои действия при работе с компьютерной клавиатурой до автоматизма. Чтобы ускорить этот процесс, вы можете воспользоваться специальной программой для слепой печати. С помощью таких онлайн тренажеров можно не только быстро освоить правила скоропечатания, но и получить большое удовольствие от занятий. А это уже значительно повышает ваши шансы на успех.
Трудности в овладении смысловой речью
Смысловую речь ребенок начинает активно осваивать через год после рождения. В этом возрасте он пытается соотнести название объекта с его внешним видом. У незрячих детей нет такой возможности. Они не могут сопоставить конкретные слова с визуальным образом. Из-за этого словарный запас пополняется медленно. Более того, некоторые термины ребенок может усваивать лишь поверхностно, в самом узком смысле. Как мы знаем, многие слова имеют несколько значений. Слепые дети нередко знают только одно из них. Им сложнее использовать в речи те или иные понятия. Если не учитывать этот момент, качество словарного запаса будет низким.
Как печатают шрифтом Брайля
Для того чтобы создать источник информации шрифтом Брайля, нужны прибор и грифель, а также печатная машинка. Между двух пластмассовых или металлических пластинок приспособления вкладывается лист бумаги, который ими же зажимается. В верхней части есть ряды прямоугольных окон, а в нижней – углубление, соответствующее каждому окну. Ячейка пластинки аналогична ячейке шрифта Брайля. Знак образуется по причине давления на бумагу грифеля. При сдавливании углубления в нижней пластине выдают определенные символы. Печать записи производится справа налево, по той причине, что воспроизводимый текст будет расположен на другой стороне листа. Столбик с цифрами 1, 2 и 3 располагается с правой стороны, а с цифрами 4, 5 и 6 – с левой. Брайлевская печатная машинка имеет шесть клавиш, которые соответствуют шести точкам в ячейке.
В печатной машинке для перевода строки имеется ручка вала, а также «пробел» и «возврат назад». На клавиши, с помощью которых формируется знак, следует нажимать одновременно. Таким образом, при каждом надавливании печатается буква. По правой и левой стороне от «пробела» расположены по три клавиши.
Как же осуществляются нажатия? Указательным пальцем левой руки надавливают на клавишу, расположенную слева от «пробела». Это точка 1. Средним пальцем этой же руки нажимают на центральную клавишу, которая следует за клавишей, соответствующей точке 1. Так осуществляют начертание точки 2. Безымянным пальцем нажимают на последнюю клавишу, которая соответствует точке 3.
Пальцами правой руки нажимают на клавиши, расположенные с противоположной стороны. Рядом с пробелом находится клавиша, которая соответствует точке 4. За ней находится клавиша, соответствующая точке 5. На нее рекомендуется нажимать средним пальцем. Точке 6 соответствует последняя клавиша, на которую нажимают безымянным пальцем. При начертании следует задействовать обе руки. «Пробел» ставят большим пальцем. Текст, напечатанный на машинке, можно читать, не переворачивая лист бумаги.
Сканирующие читающие устройства
Они предназначены для чтения плоскопечатных текстов, рассчитаны, прежде всего, на незрячих часто не имеют экрана. Однако к ним всегда можно подключить монитор и видеть текст в процессе чтения. Многие из таких устройств имеют дополнительные функции увеличителя. Эти приборы достаточно просты в эксплуатации и не требуют от пользователя специальных знаний.
В заключение отмечу, что успешная профессиональная реабилитация — это в каждое случае победа, предмет подлинной профессиональной гордости и торжества.
Ради этого живем и работаем, поверьте, оно того стоит.
Автор статьи Н.З. Адигезалов, кандидат математических наук, кандидат геолого-минералогических наук, генеральный директор ООО «Элита Групп»
Написание
Шеститочечная система | Восьмиточечная система |
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.
Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем левом углу — точка 6.
Некоторые советские тифлопедагоги продвигали систему нумерации, в которой точки 1 и 3 были переставлены местами. Такая система противоречит международным традициям.
Позднее были добавлены ещё две точки: точка 7 под точкой 3 и точка 8 под точкой 6. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.
Высота выпуклой точки составляет 0.5 мм, этого достаточно для распознавания точки на ощупь. Диаметр точки — 1,2 мм. Расстояние между точками — 2,5 мм, расстояние между символами — 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.
Существует множество форматов листов для печати по Брайлю, распространённость которых варьируется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.
Используя традиционный (шеститочечный) шрифт Брайля, можно записать 26=64 различных символа: 63 информативных и один пробел. В расширенном (восьмиточечном) шрифте Брайля — 28=256 символов: 255 информативных и один пробел.
Вследствие ограниченности количества различных комбинаций точек, часто используются:
- многоклеточные знаки (состоящие из двух и более знаков, по отдельности имеющих свои функции);
- дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.).
Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.
При записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности — прибор и грифель. Из-за этого невозможно изменить размеры и начертание (жирный, полужирный, курсив) символов. Для обозначения строчных и прописных букв перед нужными буквами ставятся специальные символы. Для изменения начертания (жирный, полужирный, курсив) текста, при записи верхнего и нижнего индекса, при записи математического корня до и после текста ставятся специальные символы: один символ ставится в начале текста, другой — в конце. Такой способ написания похож на запись текста между тегами в языке html.
Слепой десятипальцевый метод печати на клавиатуре
Слепая печать основана непосредственно на формировании мышечной памяти и тактильных ощущениях, где основная цель изучить и довести до автоматизма движения пальцев, и как следствие, запомнить (пальцами) расположение клавиш на определенной раскладке клавиатуры.
При десятипальцевом методе набора за каждым пальцем закреплена строго определенная зона клавиш. Каждый палец имеет узкий набор однотипных движений, поскольку перемещается непосредственно в заданных для него областях клавиатуры. Во время набора текста движения пальцев происходят на подсознательном уровне, без концентрации внимания на процессе печати. В этом заключается принцип метода слепой десятипальцевой печати.
После доведения навыка десятипальцевого набора до высокой степени автоматизма скорость печати значительно увеличится. Только согласованная работа всех 10 пальцев при наборе на клавиатуре позволит достичь максимальной скорости печати.
Человек может самостоятельно изучить технику слепого десятипальцевого набора текста, практикуясь, следуя базовым постулатам методики. Но гораздо эффективнее воспользоваться специально разработанными курсами обучения машинописи.
В среднем при ежедневных занятиях обучение быстрой слепой печати занимает менее 1 месяца, если уделять тренировке 1.5-2 часа в день. Конечно, чем усерднее ученик и регулярнее занятия, тем быстрее осваивается слепой десятипальцевый метод печати.
В подавляющем большинстве случаев обучение слепому десятипальцевому методу набора позволяет вводить текст, не глядя на клавиатуру, быстро и безошибочно.
Полученный навык остаётся с человеком на всю дальнейшую жизнь, и экономит не только время при работе за клавиатурой компьютера, но сохраняет здоровье.
Начните обучение слепому десятипальцевому методу быстрой печати – сделайте полезный вклад в своё будущее!
Правильная посадка за компьютером
Люди часто пренебрегают правилами и требованиями эргономики. Однако организация рабочего места облегчает работу за клавиатурой компьютера.
Исходное положение рук на клавиатуре
ФЫВА и ОЛДЖ – два магических слова, которые помогут любому желающему быстро научиться печатать текст на компьютере. Клавиши с этими буквами находятся в среднем (основном) ряду клавиатуры.
На пути к быстрой печати 50% успеха зависит от правильной постановки рук на клавиатуре, от того, насколько точно Вы умеете ставить пальцы на исходную позицию, от умения, не глядя на клавиатуру, находить основную позицию, чувствовать и ощущать клавиатуру.
Согласно схеме ниже, поставьте пальцы левой руки на четыре крайние буквы основного ряда клавиатуры – ФЫВА, пальцы правой руки – ОЛДЖ. Большие пальцы рук автоматически встают над пробельной клавишей. Это исходное положение рук на клавиатуре.
Левая рука
- мизинец — Ф
- безымянный — Ы
- средний — В
- указательный — А
Правая рука
- О — указательный
- Л — средний
- Д — безымянный
- Ж — мизинец
На клавишах под указательными пальцами с буквами А и О присутствуют маленькие риски (выступы), с помощью которых руки быстро находят и занимают исходное положение на клавиатуре.
Зоны пальцев на клавиатуре
Во время десятипальцевого набора за каждым пальцем закреплена определенная группа клавиш на клавиатуре.
Цветовая схема на рисунке отражает один из вариантов расположения таких зон. Существует несколько разновидностей группировки клавиш по пальцам.
При набора текста обязательно используйте только правильные пальцы для нажатия на клавиши.
Во время печати текста кисти рук практически не двигаются — перемещаются только пальцы.
После нажатия на клавишу палец обязательно должен возвращаться в исходную позицию с буквами ФЫВА и ОЛДЖ, если следующая буква расположена в другой зоне и клавиша будет нажата другим пальцем.
Не подсматривайте на клавиатуру — текст набирается только вслепую. Глаза сконцентрированы на экране, либо на исходном тексте.
Безымянные пальцы и мизинцы развиты значительно меньше остальных пальцев, поэтому для их тренировки нужно предпринимать больше усердия.
Пробельная клавиша нажимается большим пальцем свободной от печати руки. Если вы печатали последнюю букву перед пробелом левой рукой, то пробельная клавиша нажимается большим пальцем правой руки, и наоборот — если последняя буква печаталась правой рукой, то пробельная клавиша нажимается большим пальцем левой руки.
Диаграммы Брайля
Традиционный китайский шрифт Брайля выглядит следующим образом:
Инициалы
Китайские инициалы Брайля обычно следуют за пиньинь в международном шрифте Брайля. Однако j, q, x заменяются на g, k, h , так как разница предсказуема от окончательной. (Это отражает историческое изменение г, к, ч (а также г, C, S ) до J, Q, X перед I и ü .) В орграфы ч, ш, ж присваиваются ⠟ (его произношение русского Брайля ), ⠱ (распространенное произношение в международном шрифте Брайля ) и ⠌ . R соответствует ⠚ , что отражает старую транскрипцию слова Уэйд-Джайлз ofj⟩. ( ⠗ используется для последнего er , произношения названия этой буквы на английском языке Брайля .)
Пиньинь | б | п | м | ж | d | т | п | л | г / Дж | к / д | ч / х | ж | ch | ш | р | z | c | s |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бопомофо | ㄅ | ㄆ | ㄇ | ㄈ | ㄉ | ㄊ | ㄋ | ㄌ | ㄍ ㄐ | ㄎ ㄑ | ㄏ ㄒ | ㄓ | ㄔ | ㄕ | ㄖ | ㄗ | ㄘ | ㄙ |
Шрифт Брайля |
Финал
Финалы приближенных международных значений для нескольких основных гласных ( ⠢ е (о) , ⠊ ух , ⠕ WO , ⠥ в , ⠬ YU , ⠳ вы , ⠮ е ), но затем обязательно расходиться. Однако есть несколько параллелей с другими алфавитами Брайля: ⠗ er и ⠽ wai произносятся как названия этих букв английского шрифта Брайля ; ⠑ вы , ⠫ я , и ⠳ вы произносятся как эти буквы в русском Брайля . ⠯ юани , ⠾ юэ , ⠣ инь , похожи на Oin, ИЙ, в. По большей части, однако, китайский Брайль финалы не очевидно вытекает из предыдущих конвенций.
Окончание пиньинь -i пишется только там, где оно соответствует yi . В противном случае * (в ci zi si ri chi zhi shi ) финал не пишется, соглашение также встречается в чжуинь . Заключительный -e не записывается в ⠙ de , обычной грамматической частице, написанной несколькими разными печатными буквами.
|
|
|
|
Тон отмечен умеренно.
Тон | 1 | 2 | 3 | 4 | нейтральный |
Пиньинь | ¯ | ´ | ˇ | ` | (никто) |
Чжуинь | (никто) | ˊ | ˇ | ˋ | ˙ |
Шрифт Брайля | (никто) |
---|
Пунктуация
Знаки пунктуации китайского шрифта Брайля напоминают международную пунктуацию шрифта Брайля, но в некоторых из них соответствующие точки распределяются по двум ячейкам, а не по одной. Например, период ⠐ ⠆ , что по той же схеме , как международный одноклеточного нормы ⠲ .
Распечатать | 。 | , | 、 | ? | ! | : | ; | — | — | … | · | ( | ) | [ И ] | 《 | 》 | ” | ‘ | ‘ | |
Китайский шрифт Брайля | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Французский эквивалент | ⠲ | ⠂ | ⠢ | ⠖ | ⠒ | ⠆ | ⠤ | ⠄ ⠄ ⠄ | ⠀ | ⠦ | ⠴ | ⠶ |
Числа
При представлении чисел необходима ячейка Брайля ⠼, называемая знаком числа ( упрощенный китайский : 数 号 ; традиционный китайский : 數 in ; пиньинь : сёхао ).
номер | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Шрифт Брайля |
---|
Примеры:
- ⠼ ⠚ 0, ⠼ ⠁ 1, ⠼ ⠃ 2,… ⠼ ⠊ 9,
- ⠼ ⠁ ⠚ 10, ⠼ ⠁ ⠁ 11, ⠼ ⠁ ⠃ 12,… ⠼ ⠁ ⠊ 19,… ⠼ ⠃ ⠊ 29,… ⠼ ⠊ ⠊ 99,
- ⠼ ⠁ ⠚ ⠚ 100, ⠼ ⠃ ⠑ ⠋ 256, ⠼ ⠁ ⠚ ⠃ ⠙ 1024, ⠼ ⠁ ⠚ ⠙ ⠓ ⠑ ⠛ ⠋ 1048576.
Правила
- Пробелы добавляются между словами, а не между слогами.
- Тон помечается при необходимости. Это происходит после финала.
- Как и в чжуинь , финальные части слогов zi, ci, si, zhi, chi, shi, ri не отмечаются.
Два примера, первый с полной маркировкой тона, второй с тоном только для устранения неоднозначности:
- 时间 不 早 了! (時間 不 早 了!)
- ⠱⠂⠛⠩⠁⠀⠃⠥⠆⠀⠵⠖⠄⠀⠇⠢⠰⠂
-
⠱ ⠂ ⠛ ⠩ ⠁ ⠀ ⠃ ⠥ ⠆ ⠀ ⠵ ⠖ ⠄ ⠀ ⠇ ⠢ ⠰ ⠂ 时间 不 早 了! Шиджиан bù zo ле! время не рано PFV
- 草地 上 的 花 是 风吹 开 的。
- ⠉⠖⠄⠙⠊⠆⠀⠱⠦⠀⠙⠀⠓⠿⠁⠀⠱⠆⠀⠋⠼⠀⠟⠺⠅⠪⠀⠙⠐⠆
-
⠉ ⠖ ⠄ ⠙ ⠊ ⠆ ⠀ ⠱ ⠦ ⠀ ⠙ ⠀ ⠓ ⠿ ⠁ ⠀ ⠱ ⠆ ⠀ ⠋ ⠼ ⠀ ⠟ ⠺ ⠅ ⠪ ⠀ ⠙ ⠐ ⠆ 草地 上 Я 花 是 风 吹 开 的。 cǎodì шанг де хуа ши фэн Чуйкай де. трава выше который цветок является ветер по
Двусмысленность
Китайский шрифт Брайля имеет такой же низкий уровень двусмысленности, что и пиньинь. На практике звуковой сигнал пропускается 95% времени, что позволяет сэкономить треть места. Тон также опускается в военной телеграфии пиньинь и не вызывает путаницы в контексте.
Начальные пары g / j , k / q , h / x выделяются финальными: за инициалами j, q, x следуют гласные i или ü , а за инициалами g, k, h следуют другие гласные. Это отражает историческое происхождение j, q, x от g, k, h до i и ü , и аналогично двойному произношению c и g в испанском и итальянском языках . В пиньинь избыточность разрешается в другом направлении, при этом диэрезис опускается в ü после j, q, x . Таким образом, азбука Брайля ⟨gü⟩ эквивалентна пиньинь дзю :
- ⠛ ⠥ гу ,
- ⠛ ⠬ ju .
Новые технологии и дальнейшее развитие азбуки для слепых
Сегодня многие компании занимаются разработкой электронных устройств, которые позволили бы незрячим людям работать на компьютере с использованием шрифта Брайля. В этом направлении достигнуты определенные успехи. В частности, созданы дисплеи, в которых вместо обычного текста выдвигаются стержни. Незрячие люди проводят по всем ячейкам и считывает слова.
Пока внедрить эти дисплеи в широкую практику не представляется возможным. Они весят несколько килограммов и стоят не меньше 2 000 долларов.
Более перспективной выглядит идея специальной перчатки. В ней на каждый из четырех пальцев (большой не используется) приходится по 6 надавливающих точечных элементов, которые с помощью специальной компьютерной программы могут формировать буквы шрифта Брайля. Более того, такая перчатка будет создана, то незрячие смогут пользоваться этим инструментом не только для чтения, но и для мгновенного ввода текста.
К сожалению, до реализации этой идеи еще очень далеко.

Эта тема закрыта для публикации ответов.